Битрикс24 – честный обзор CRM для бизнеса. Кому подходит? Как пользоваться?
Битрикс24 хвастается, что его используют 1 500 000 компаний. Мы имеем дело с гигантом. Но у каждого гиганта есть слабые места – так что представляет собой Битрикс, если взглянуть объективно?
- Кому подходит?
- Кому не подходит?
- Главные преимущества и уникальные функции
- 3 главных недостатка
- Юзабилити и интерфейс
- 3 основных конкурента
- Внедрение
- Цены и тарифы
- Заключение
Надо сразу понять: это не только и не столько CRM. Это корпоративный интернет с внутренней соцсетью, планировщиком, платформой для видеоконференций и т.д. Тут и продажи, и управление персоналом, и телефония. CRM – только один из модулей.
«Колесо возможностей» Битрикс 24. По каждому модулю можно написать отдельный обзор
Функционал CRM здесь добротный. Можно принимать заявки со всех каналов, выстраивать воронку продаж и работать с сотрудниками. Работа с клиентом – в режиме одного окна. Все сбалансировано, перекосов нет. Но и необычных фишек тоже нет. Главные достоинства (и одновременно недостатки) Битрикс – в «корпоративности», «социальности» и многофункциональности.
Кому подходит?
Битрикс24 делает упор на своей универсальности. Эта система и правда подходит всем: предпринимателям с удаленными работниками, интернет-магазинам и предприятиям e-commerce, обычным магазинам и даже фрилансерам-одиночкам. Однако на практике полный функционал Битрикс24 мало кому нужен. Система будет особенно полезна двум категориям бизнеса:
- ИП и микробизнесу, которым нужен минимум основных функций CRM и достаточно бесплатной версии. Платить не надо, возможностей хватает – здорово же.
- Крупному бизнесу – сетевым предприятиям, холдингам. С Битрикс24 они могут выстроить прекрасную внутреннюю экосистему.
Есть мобильная версия, что удобно для компаний с удаленными сотрудниками.
Кому не подходит?
Нельзя выделить компании, которым Битрикс24 однозначно не подходит. С большим или меньшим успехом его может использовать любой бизнес.
Главные преимущества и уникальные функции
Многофункциональность.
Можно доработать Битрикс под себя и управлять всеми внутренними бизнес-процессами. Можно использовать только для продаж или управления сотрудниками. Можно просто хранить документы и заливать в фотогалерею снимки с корпоративов.
Внутренняя соцсеть.
Тут сотрудники и руководители переписываются, ставят лайки, создают опросы, прикрепляют файлы и отмечают людей – почти как в ВК или на Фейсбуке. К обсуждениям можно привлекать даже клиентов. Соцсеть Битрикс приучает сотрудников обсуждать задачи прямо в CRM, без скайпа и мессенджеров. Работа полностью переносится в Битрикс – это экономит время и помогает не отвлекаться.
В рабочее время обсуждаем работу, в перерывах – котиков
Интеграции.
Битрикс24 интегрируется с 1С, почтой, телефонией и еще 1000+ приложений. Некоторые интеграции доступны только на расширенных тарифах.
Распознавание лиц с камеры.
Если у вас есть заведение вроде магазина или кафе, в котором стоят камеры – Face-tracker от Битрикс будет фотографировать посетителей и «узнавать» их при повторном визите. А вы узнаете, какой сегодня был трафик и сколько пришло постоянных клиентов.
Face-tracker сам находит посетителей в ВК. Человек зашел к вам за покупками – вы тем же вечером настраиваете на него ретаргетинг
3 главных недостатка
Слишком много всего.
Функционал настолько большой, что полностью не освоишь. Вроде полезного много, но по факту разбираешься с главными функциями – а в остальное лень вникать. Приходится платить за то, что не используется и лежит в качестве балласта.
Часть начинки Битрикс24 в обобщенном виде
Интеграция с 1С – только на «крупных» тарифах.
На бесплатном подключить 1С невозможно, на бюджетном платном – тоже. Поскольку Битрикс24 как CRM особенно хорош при интеграции с 1С, это беда. Придется платить от 5490 руб/месяц. Это дороже, чем во многих других CRM.
Платная телефония.
За все исходящие звонки из CRM нужно платить сверх тарифа: 0.72 руб/мин на городские номера по Москве, 1.57 руб/мин – на мобильные по России. Если в основном продаете по телефону – счета будут большими
Юзабилити и интерфейс
Разработчики постарались упаковать функционал так, чтобы пользователь в нем не запутался. При первом входе нам предложат выбрать, чем будем пользоваться:
Выбираем CRM – и на стартовой странице будем видеть отчеты по продажам
В Битрикс24 интерфейс можно настроить под себя: убрать часть блоков из меню, свернуть его, создать виджеты с самыми важными отчетами и закрепить их на главной. Вот как это происходит. Можем конструировать и настраивать не только виджеты, а буквально все. Визуализация хороша: видим в CRM-разделе понятные графики и диаграммы, сочные цвета. Цвет заливки в виджетах можно поменять, но выбор невелик: доступны красный, желтый, зеленый, голубой и бирюзовый.
4 типичных виджета отчетности
Форму и вид виджетов мы тоже выбираем сами. Отчет можно представить в виде графика, числового блога, диаграммы или гистограммы.
Формы умеют растягиваться и ужиматься на странице
Чтобы представить, как устроен Битрикс на уровне процессов, рассмотрим для примера работу с задачами. Мы можем:
- поставить задачу одному сотруднику или нескольким;
- назначить наблюдателей и соисполнителей;
- выставить приоритет и срок выполнения;
- прикрепить любые файлы и ссылки, чтобы все материалы были в одном месте;
- разбить задачу на подзадачи и создать для исполнителя чек-лист.
Есть даже мини-редактор: в тексте можно выделять важные пункты и создавать ссылки
Еще можно прикрепить задачу к проекту, пометить ее тегами, выставить счетчик времени и настроить автоматические уведомления исполнителю. Каждую задачу легко связать с другой или присоединить к более масштабной в качестве подзадачи.
Связать задачу с конкретным лидом или рекламной кампанией тоже можно
Обратите внимание на пункт «Учет времени». Битрикс отслеживает, сколько времени сотрудник потратил на выполнение. Это удобно при работе с фрилансерами и внештатниками, которые берут почасовую оплату. Исполнители видят статистику по своим задачам: сколько времени осталось на выполнение, какие уже просрочены.
Таблица задач объединена с графиком
Задача здесь – не «вещь в себе», а часть системы взаимодействия внутри компании. По тем же принципам организована работа с лидами. В карточке лида много полей и настроек, проработаны взаимосвязи с задачами и товарами, есть история взаимодействия и не только. За счет этого мы можем предлагать клиентам самые подходящие продукты и рассчитывать индивидуальные скидки. Несмотря на хорошее юзабилити, освоить Битрикс24 сложно. Поэтому в разделе техподдержки лежат 22 огромных мануала по работе с системой. Там расписан каждый шаг – вплоть до того, как добавлять смайлики в бизнес-чат. Каждое руководство дополнено скриншотами, многие – обучающими видеороликами.
Сотрудник Битрикс24 рассказывает, как настроить обзвон клиентов. Всего таких материалов – несколько сотен
В руководство придется заглядывать часто. Изучить все сразу – задача неподъемная. Возможности Битрикс лучше раскрывать постепенно, чтобы не перегрузить себя и сотрудников.
3 основных конкурента
- Мегаплан. В целом цены ниже, чем у Битрикс24: версия для продаж стоит от 550 руб/месяц за лицензию. Бесплатна, если в компании до 10 пользователей. Функционал не такой обширный, основной акцент – на продажах и управлении задачами.
- FreshOffice. Это «экосистема»: CRM здесь объединена с модулями маркетинга, аналитики, финансового и складского учета, телефонии и т.д. Абонентская плата – 450-550 руб/мес за пользователя в едином тарифе (зависит только от периода оплаты – на месяц, полгода или год).
- Простой бизнес. Более простой вариант для малого бизнеса. Здесь тоже есть система внутренних коммуникаций, много возможностей автоматизации и дополнительных модулей. Стоит от 1990 руб/месяц (за всех сотрудников). Есть бесплатная версия без телефонии и почты.
Посмотреть все аналоги.
Внедрение
Битрикс24 поставляется в двух версиях: облачной и локальной. С облачной версией все просто: регистрируемся, заходим в браузере или через мобильное приложение, работаем. Можно авторизоваться через профиль в соцсетях, чтобы не подтверждать регистрацию по почте и не придумывать пароль. Коробочную версию надо устанавливать со специалистами. В этом помогут партнеры Битрикс24: веб-студии, интернет-агентства и компании-разработчики. Они действуют в России, Украине, семи странах СНГ, Литве и Латвии.
Партнеров можно отфильтровать по компетенциям: одни занимаются только CRM, другие внедряют Битрикс в госучреждения и медклиники
В обеих версиях почти все функции Битрикс24 требуют настройки. Надо создавать CRM-формы, настраивать отчеты, подключать рекламные каналы.
В отзывах люди часто упоминают, что привлекали для доработки программистов
Если у вас маленький интернет-магазин и 2 сотрудника в подчинении – справитесь. Управляете организацией покрупнее? Скорее всего, понадобятся специалисты.
Цены и тарифы
Абонентская плата в облачной версии не привязана к количеству пользователей напрямую. Правда, на бесплатном тарифе и тарифе «Проект» есть ограничение: 12 и 24 бизнес-пользователей соответственно. Но в большинстве других CRM мы платим за каждого сотрудника, поэтому тут Битрикс выигрывает.
Битрикс пытается охватить в небольшой тарифной сетке малый, средний и крупный бизнес. Отсюда большой ценовой разрыв между тарифами
Максимальный тариф «Компания» можно попробовать бесплатно – тестовый период составляет 30 дней. Локальная версия рассчитана на крупные компании. Ее мы оплачиваем единоразово, но нужно будет докупать продление обновлений.
Если сотрудников много – цена коробочной версии заметно возрастет
Заключение
Битрикс24 производит двоякое впечатление:
- Много функций – но все не освоишь, а большая часть окажется бесполезной;
- Все настраивается под себя – но настройки сложные, без специалистов трудно;
- Есть бесплатная версия – но надо платить за звонки;
- Есть интеграция с 1С – но только на дорогих тарифах;
- Отличная работа с лидами – но посредственная аналитика...
И так во всем. Битрикс24 хороша как комплексный портал-интернет. В этом ее прелесть. Но если рассматривать ее только как CRM в отрыве от остального – это просто крепкий середнячок. Ее надо пробовать в деле, иначе вы не поймете, насколько она подходит для ваших нужд. С равной вероятностью Битрикс может оказаться как идеалом, так и неудобной в работе громадиной.