01.09.2020

Геймификация: применяй - учи - играй

Последние пять лет наблюдается настоящая “гонка вооружения” в процессе геймификации в образовании. О том, чтобы внедрить инструменты игры в свою онлайн-школу, не подумал только, что очень ленивый или бесстрашно успешный. Репутация применения геймификации в области онлайн-курсов позитивная и результативная: разрабатывай, применяй и рост гарантирован. 

Высокотехнологичные компании были первыми на пути включения геймификации в свою систему, повышая эффективность за счет применения игровых инструментов. Это положительно влияет на показатели прибыли, через улучшение уровня работоспособности коллектива, который начинает чувствовать себя  радостнее и работать более результативно.

Исследования в области обучения также подтверждают, что геймификация имеет влияние на процессы, в которые вливается. Под ее воздействием меняются привычные реакции. Для получения прогрессивных показателей требуется четкое соблюдение баланса между игрой и педагогическим процессом. Выводы говорят о том, что в дальнейшем запрос на геймификацию не только не ослабнет, а будет стремительно расти.

Поговорим о геймификации, разберемся зачем она нужна и, как ее использовать для мотивации учеников и увеличения “доходимости” ваших курсов.

Что такое геймификация

По определению из словаря терминов Википедии: “Геймификация — это применение игровых механик в неигровом контексте.” Целью не является превратить процесс в игру, цель — всегда находится за рамками самой игры. Важно не перепутать эти понятия, поскольку геймификация направлена, в первую очередь, на достижение результата.

Первым в ХIХ столетии о внедрении игр в обучение задумался русский автор-разработчик  педагогических методик Константин Ушинский. Он внес предложение о том, чтобы интегрировать упражнения с играми в образовательную деятельность. Новшество дало отличные результаты: ученики лучше и быстрее запоминали информацию, легче воспринимая сложный материал.

Само определение геймификация, или еще можно встретить игрофикация - родилось примерно в 2008 году в узкой профессиональной среде. Уже через 2 года этот термин начал применяться повсеместно.

Зачем использовать геймификацию в обучении

Самый большой плюс - это повышение вовлеченности в образовательный процесс, за счет более привычных и увлекательных для обучающегося механик. 

Если смотреть глобально, то обучение для многих процесс стрессовый, сложный и зачастую монотонный. Часто уже после трех-четырех уроков у ученика пропадает желание продолжить движение к цели. С точки зрения психологии, чем дальше человек продвигается в игре, тем меньше он готов с ней расстаться до финала. Игры завлекают в любом возрасте. Геймификация в том или ином виде содержит в себе игру, и взрослые любят играть не меньше детей.

Задача игрофикации - добавить этих позитивных эмоций, разделить большой пласт обучения на части и создать соревновательный момент среди группы. Цифровые возможности сейчас таковы, что внедрять игры интересно и продуктивно можно в большинство онлайн-курсов. Доказательством высокой результативности игровых методик являются онлайн-игры с их повсеместной популярностью.

Как это работает

Игрофикация строится на 4 столпах, которые вместе звучат, как ДМЭС. Первый из них - это динамика. Она использует сценарии так, чтобы поддерживать внимание обучающегося на процессе в реальном времени. Следующий герой цепочки - Механика. 

Она отвечает за исполнение сценария. Наполняет его героями: наградами, положением, звездочками, подарками. Третья составляющая - Эстетика - направлена на формирование общей атмосферы и эмоционального состояния. Завершает процесс игрофикации - Социальное взаимодействие. Здесь появляются связи между пользователями: чаты, индивидуальные диалоги, возможность обмениваться подарками и вместе совершать действия. 

Фаворитами игровых механик в онлайн-образовании можно назвать: накопление очков, отражение уровня мастерства, достижений, всевозможные рейтинговые таблицы, индикаторы выполнения, игровые валюты, конкуренцию между участниками, награды.

3 основных приема геймификации

Дробление, - делает долгий подъем в гору пошаговой инструкцией. Позволяет расставлять минимальные акценты, отдыхать и с радостью получать вознаграждения за каждую небольшую победу. Можно сделать группы уроков и обозначить уровни сложности или тематические этапы. Тогда покорение вершины, то есть курса, покажется путешествием с умеренной сложностью и увлекательным маршрутом.

Поощрения: виртуальные медали и кубки, баллы — простые штуки, но как работают! Есть вариант посложнее: магазин наград, где ученик за баллы может приобрести книгу, редкий курс или еще что-нибудь полезное. Вы можете сами придумывать на что обменивать баллы.

Общение, - в компьютерных играх есть чаты для участников. Подобный чат не помешает завести в учебной системе, тогда она превратится в экосистему или соцсесть. В соцсеть всегда хочется возвращаться, хотя бы за ощущением «ты тут не один». Но чтобы понимать все происходящее в чате и самому участвовать, надо проходить обучение — еще одна мотивационная хитрость. При этом чат еще и площадка, где можно обсудить непонятные моменты с другими учениками или модератором.

Геймификация на платформе Антитренинги

Внедрить механики игрофикации в курс можно разместив онлайн-школу на платформе “Антитренинги”. На данном этапе в сервисе реализованы основные механики геймификации:

  • Points — это игровая валюта и система подарков для обмена на накопленные баллы. После активации функции геймификации автор разрабатывает свою свою систему подарков для обмена на накопленные баллы или пользуется стандартной схемой.
  • Badges — персонаж, который сопровождает ученика во время обучения, выдает награды, реагируя на полезные действия. 
  • Leaderboards — рейтинг успеваемости. Позволяет открыть ученикам возможность смотреть рейтинг успеваемости друг друга,и усиливать соревновательный момент;
  • Avatars — игровые персонажи. Помогают в прохождении курса. Выбираете героя (Кота Хулигана или Собаку Милаху), который сопровождает ученика во время обучения, и он реагирует на полезные действия и выдает награды. А еще можно создать собственного персонажа или использовать систему поощрения “Медали”.

Наградная политика

На платформе реализовано 16 вариантов наград, которые помогают вовлекать, начать обучение и учиться ежедневно. Награды разделены по группам. одни мотивируют двигаться в обучении быстрее и точнее выполнять уроки, другие стимулируют заполнить профиль, добавить фото, подключить соц.сети и контакты. До конца 2020 года на платформе появятся еще 16 видов наград и новые персонажи. Кстати, если не один из предложенных персонажей вашему онлайн-курсу не подходит - “Антитренинги” предоставляют возможность внедрить собственного героя. Для этого необходимо отрисовать 20 реакций вашего персонажа и обратиться в техподдержку платформы. Настройте игрофикацию на “Антитренингах”, пригласите ваших учеников в игру и пусть каждый пройдет вашу игру до конца и выйдет из нее победителем!